Метрики лояльности. Часть 3: метрики и опросники юзабилити (UX)

В обновлённом гайде — разбор метрик лояльности: суть юзабилити, методы измерения, примеры, опросники и бенчмарки

Подробно разбираем метрики лояльности в нашем большом обновлённом гайде. В этой части вы узнаете, что такое юзабилити, зачем и как его измерять — с деталями, примерами, готовыми опросниками и бенчмарками, на которые стоит ориентироваться.

Это третья часть обновлённого гайда по метрикам лояльности от UX Feedback. Ниже ссылки на предыдущие части: ‌‌‌‌
Часть 1: Бизнес-показатели‌‌‌‌
Часть 2: Показатели клиентского опыта (CX)

Оглавление

Что такое UX и юзабилити и зачем его измерять

UX (User Experience, пользовательский опыт) — совокупность всех впечатлений и опыта пользователя при взаимодействии с цифровым продуктом (чаще всего с сайтом или приложением).

UX ≠ UI ≠ CX

Главное отличие от UI (User Interface, пользовательского интерфейса) в том, что UX охватывает весь процесс взаимодействия, а не только визуальную составляющую. Если провести аналогию с кофейней, то UI — дизайн меню и интерьер, а UX — общее впечатление от посещения: качество обслуживания, удобство мебели, скорость приготовления заказа.

UX и CX (Customer Experience, клиентский опыт) — ключевые понятия в работе с клиентами, которые часто путают. UX — один из важных, но не определяющих компонентов CX: даже отличный UX не гарантирует высокий CX. Это связано с тем, что клиентский опыт зависит от множества других факторов: качества обслуживания, работы поддержки, скорости доставки и общей атмосферы взаимодействия с брендом.

Основные компоненты UX:

  • Информационная архитектура — логичная структура и навигация.
  • Визуальная иерархия — правильное распределение акцентов.
  • Микровзаимодействия — анимации и обратная связь.
  • Доступность — удобство для всех категорий пользователей.
  • Скорость работы — быстрая загрузка и отклик.

Что такое юзабилити и зачем измерять его и другие UX-метрики

Юзабилити — один из компонентов UX, отражающий удобство использования продукта и измеряющий:
- Скорость достижения цели,
- Простоту выполнения задач,
- Количество ошибок при взаимодействии.

Метрики юзабилити помогают оптимизировать интерфейс. Например, при анализе формы регистрации юзабилити покажет, насколько быстро и легко её заполнить. А глобально UX-метрики помогут оценить, насколько процесс регистрации приятен, вызывает доверие и желание продолжить взаимодействие с продуктом.

Хорошие показатели юзабилити и UX-метрик необходимы, но недостаточны для создания отличного пользовательского опыта (CX). А значит способны прогнозировать вероятность оттока и удержания пользователей.

В следующей части рассмотрим не только метрики юзабилити, но и готовые опросники с примерами и пошаговым разбором анализа результатов. Всё самое полезное, прошедшее проверку временем и способное в короткие сроки принести вам полезные инсайты.

SEQ — оценка сложности выполнения задачи

SEQ (Single Ease Question) — метод, отсылающий к CES и помогающий оценить воспринимаемую сложность выполнения задачи. SEQ состоит из одного простого вопроса о сложности, который задают пользователю сразу после завершения действия.

Зачем измерять

В целях измерения SEQ практически не отличается от CES — вы спрашиваете, насколько просто было выполнить какую-то задачу. Единственное отличие в том, что CES — это больше про глобальную цель, а SEQ — про конкретные шаги на пути к её выполнению.

Как измерять

Точно так же, как CES: 7-балльной шкалой от 1 до 7 и средним арифметическим оценок или в процентах:

Бенчмарки

По данным MeasuringU, хороший показатель SEQ — 5.5 и выше по 7-балльной шкале или 55%.

SUS — оценка юзабилити систем и интерфейсов

SUS (System Usability Scale) — стандартизированный метод оценки удобства использования (юзабилити) систем и интерфейсов. Представляет собой опросник из 10 утверждений, которые пользователи оценивают по 5-балльной шкале. Часто из-за сложности опроса для респондентов его проводят только во время юзабилити-тестов.

Зачем измерять

SUS широко применяется в UX-исследованиях для оценки удобства интерфейсов, веб-сайтов, мобильных приложений и других цифровых продуктов. Метод помогает выявить проблемные места и определить направления для улучшения пользовательского опыта.

Как измерять

Вот пошаговая инструкция по измерению SUS:

1. Подготовка

  • Подберите целевую аудиторию.
  • Адаптируйте опросник под ваш продукт.
  • Подготовьте инструкции для участников.

2. Проведение исследования

  • Дайте участникам протестировать продукт.
  • Предложите заполнить SUS-опросник сразу после тестирования. Опросник должен содержать 10 утверждений с оценкой от 1 («совершенно не согласен») до 5 («полностью согласен»).

3. Расчёт результатов

  • Для нёчетных вопросов (положительных утверждений) вычтите 1 из оценки пользователя.
  • Для чётных вопросов (отрицательных утверждений) вычтите оценку пользователя из 5.
  • Сложите все полученные значения.
  • Умножьте сумму на коэффициент 2.5.
  • Получите итоговый балл от 0 до 100.

Пример расчёта

Предположим, что нужно рассчитать SUS для приложения банка. Результаты опроса 5 пользователей для примера такие:

Расчёт SUS для каждого пользователя проводят отдельно. Рассмотрим схему расчёта на примере пользователя 1:

Нечётные вопросы (вычитаем 1 из оценки):

  • 1: 5-1 = 4
  • 3: 2-1 = 1
  • 5: 1-1 = 0
  • 7: 1-1 = 0
  • 9: 1-1 = 0

Чётные вопросы (вычитаем оценку из 5):

  • 2: 5-1 = 4
  • 4: 5-5 = 0
  • 6: 5-5 = 0
  • 8: 5-5 = 0
  • 10: 5-1 = 4
  • Сумма: 4+1+0+0+0+4+0+0+0+4 = 13
  • Итоговый балл SUS: 13 × 2.5 = 32.5

Бенчмарки

  • 0-50 баллов — серьёзные проблемы с юзабилити;
  • 50-68 баллов — ниже среднего уровня;
  • 68-80 баллов — выше среднего уровня;
  • Выше 80 баллов — отличный уровень юзабилити.

По данными MeasuringU, оценка SUS отлично коррелирует с бенчмарками NPS:

Соотношение оценок SUS и NPS

UMUX — компактная оценка юзабилити продукта

UMUX (Usability Metric for User Experience) — метрика из 4 вопросов для оценки юзабилити продукта. Она была разработана как альтернатива более длинному опроснику SUS, чтобы ускорить сбор данных и сохранить высокую корреляцию с оригинальным методом.

Зачем измерять

UMUX, как и SUS, отлично подходит для юзабилити-тестов, но из-за своей компактности является лучшей альтернативой для использования на сайтах или в приложениях.

Как измерять

Вот пошаговая инструкция по измерению UMUX:

1. Подготовка опросника с 4 утверждениями, например:

  • «Этот продукт отвечает моим требованиям»;
  • «Использование этого продукта — разочаровывающий опыт»;
  • «Этот продукт прост в использовании»;
  • «Мне нужно потратить слишком много времени, чтобы исправить проблемы с этим продуктом».

Чаще всего респондентам предлагают оценивать согласие с утверждениями по 7-балльной шкале Лайкерта (Ликерта), где 1 — «полностью не согласен», 7 — «полностью согласен».

2. Процесс измерения

  • Проведите тестирование продукта с пользователями.
  • Предложите участникам оценить продукт по 4 утверждениям.
  • Соберите ответы по каждому вопросу.

3. Расчёт результатов

  • Сначала рассчитайте среднее значение для положительных утверждений (вопросы 1 и 3): P = (Q1+Q3) / 2.
  • Затем рассчитайте среднее значение для отрицательных утверждений (вопросы 2 и 4): N = (Q2+Q4) / 2.
  • Примените основную формулу UMUX:

Пример расчёта

Предположим, пользователь дал такие оценки:

  • Вопрос 1: 6
  • Вопрос 2: 2
  • Вопрос 3: 7
  • Вопрос 4: 2

Расчёт:

  1. P = (6+7) / 2 = 6.5
  2. N = (2+2) / 2 = 2
  3. UMUX = 100 − ((7−6.5)+2) × 100 / 14 = 82.1

Интерпретация

  • 80-100 — отличный уровень юзабилити;
  • 65-79 — хороший уровень;
  • 50-64 — удовлетворительный уровень;
  • 0-49 — требуется серьёзная доработка.

UMUX-Lite — укороченная версия UMUX

UMUX-Lite позволяет оценить юзабилити ещё быстрее, поскольку состоит всего из двух утверждений такого формата:
1. Возможности этого сайта/продукта/софта/прототипа полностью удовлетворяют моим потребностям;
2. Этот сайт/продукт/софт/прототип легко использовать.

Эксперты MeasuringU утверждают, что UMUX-Lite может заменять SUS, не теряя в качестве оценки.

Как измерять

  1. Для каждого ответа вычтите 1 балл.
  2. Сложите полученные значения.
  3. Разделите сумму на 12.
  4. Умножьте результат на 100%.

Пример расчёта

Предположим, пользователь дал такие оценки:

  • Вопрос 1: 6 баллов,
  • Вопрос 2: 7 баллов.

Расчёт:

  1. 6 - 1 = 5; 7 - 1 = 6
  2. 5 + 6 = 11
  3. 11 / 12 = 0.917
  4. 0.917 × 100% = 91.7%

SUPR-Q — комплексная оценка качества UX

SUPR-Q (Standardised Usability Percentile Rank Questionnaire) — стандартизированный опросник для комплексной оценки качества взаимодействия пользователей с сайтами и приложениями, созданный Джеффом Сауро из measuringU в в 2015 году. SUPR-Q состоит из 8 вопросов, «покрывающих» 4 разные зоны: юзабилити, доверие, внешний вид и лояльность.

Зачем измерять

Как и большинство юзабилити-опросников, SUPR-Q не создан для диагностики конкретных проблем с UX или CX. Вместо этого он помогает оценить удобство использования, надёжность продукта в глазах пользователя Это ценный инструмент для анализа сайтов, который активно применяют и в приложениях.

Как измерять

Пользователям предлагается оценить 7 утверждений из разных групп по 5-балльной шкале (от «полностью не согласен» до «полностью согласен»), а 8-й вопрос — стандартный NPS со шкалой от 0 до 10.

Группы утверждений:

  • Юзабилити: легкость использования и навигации;
  • Доверие: безопасность и надежность взаимодействия;
  • Внешний вид: привлекательность дизайна;
  • Лояльность: готовность рекомендовать и возвращаться.
💡
Если вы уже проводите отдельный NPS-опрос, вы можете не включать последнюю группу утверждений в анкету SUPR-Q.

Формула:

Пример расчёта

Предположим, получены следующие оценки:

  • Вопросы 1-7: 4, 5, 4, 3, 4, 5, 4.
  • NPS (вопрос 8): 5.

Расчёт:

  1. Среднее первых 7 вопросов: (4+5+4+3+4+5+4)/7 = 4.0
  2. NPS/2: = 5/2 = 2.5
  3. SUPR-Q = (4.0 + 2.5) х 100% = 65%

Сегодня SUPR-Q уверенно занимает высокие позиции по популярности среди исследователей и продактов, которые активно работают с фидбэком. Вот что говорит об этом продакт-менеджер Fun&Sun (онлайн-туроператора и одного из клиентов UX Feedback):

Мы берем в работу все пользовательские комментарии, анализируем их, так что многие из нужд наших клиентов мы уже реализовали. И после каждого такого изменения мы обязательно пишем пользователям, что мы их услышали, внесли корректировки и дополнительно спрашиваем, нравятся ли им новые фичи. И мы получаем много положительного фидбэка от людей благодаря тому, что мы начали работать с такими метриками, как CSAT и SUPR-Q.
— Елизавета Пихенько, продакт-менеджер в Fun&Sun

UEQ — комплексная оценка UX

UEQ (User Experience Questionnaire) — стандартизированный опросник для комплексной оценки пользовательского опыта, разработанный Андреасом Хиндерксом в Германии в 2005 году. Опросник позволяет измерить как прагматические (функциональные), так и гедонические (эмоциональные) аспекты взаимодействия пользователя с продуктом.

Зачем измерять

Измерение UEQ необходимо для комплексного развития продукта и улучшения пользовательского опыта. Результаты исследований помогают:

  • Улучшать продукт — выявлять проблемы, оценивать эффективность изменений и оптимизировать интерфейс.
  • Принимать бизнес-решения — оценивать ROI от UX-улучшений и приоритизировать задачи, а также использовать результаты UEQ для сравнения двух версий продукта.
  • Понимать пользователей — получать количественные оценки удовлетворённости и анализировать поведение.
  • Развивать команду — предоставлять объективные данные для принятия решений.
  • Усиливать маркетинг — подтверждать качество продукта и повышать лояльность.

Как измерять

Вот пошаговая инструкция по измерению UEQ:

1. Подготовка опросника

Классическая версия включает 26 пар противоположных характеристик по 6 параметрам:

Все пары утверждений распределяются в случайном порядке не только относительно категорий, но и относительно друг друга — в половине пар слева будет отрицательная характеристика, а в других положительная. При этом отрицательные сохраняют за собой оценку -3, а положительные — +3. Это сделано для минимизации случайных ответов.

2. Процесс измерения

  • Проведите опрос с 30 или более респондентами.
  • Предложите участникам оценить каждое утверждение по 7-балльной шкале от -3 до 3.
  • Соберите результаты опроса.

3. Расчёт результатов

  • Расчёт средних значений. Для каждой пары утверждений посчитайте среднее значение по формуле:
где xi — оценка i-го респондента, n — количество респондентов
  • Агрегация по категориям. Сложите средние значения всех пар в рамках одной категории и разделите результат на количество пар в категории.
  • Расчёт общего показателя. Для каждой категории получите итоговый балл и сравните результаты с бенчмарками (они сразу после примера расчёта).

Пример расчёта

Предположим, что в опросе участвовали три респондента. Для примера рассмотрим оценку категории Привлекательность (в ней 6 пар утверждений). Аналогичным образом рассчитываются показатели по остальным категориям: ясность, эффективность, надёжность, стимуляция и новизна.

Ответы респондентов (по шкале от -3 до 3):

Расчёт средних значений по каждому утверждению:

  • Современный: (2+1+3) / 3 = 2
  • Стильный: (3+2+3) / 3 = 2.67
  • Элегантный: (2+1+2) / 3 = 1.67
  • Престижный: (1+2+3) / 3 = 2
  • Трендовый: (2+1+2) / 3 = 1.67
  • Изысканный: (2+1+2) / 3 = 1.67

Агрегация по категории:

Среднее по категории: (2+2.67+1.67+2+1.67+1.67) / 6 = 1.97

Интерпретация

Создатели метрики приводят такую таблицу средних значений:

Результаты расчёта из предыдущего блока можно интерпретировать так:

Интерпретация результата:

По шкале оценки полученный для категории Привлекательность результат (1.97) выше бенчмарка из таблицы (1.86). Значит, эту категорию респонденты оценивают как «Отлично», следовательно:

✔️ Пользователи воспринимают продукт как привлекательный.
✔️ Нет необходимости в срочных улучшениях данной категории.

UEQ-S — сокращённая версия UEQ

UEQ-S позволяет оценить UX ещё быстрее, поскольку содержит 8 вопросов вместо 26 и измеряет только 2 показателя:
- Прагматическое (функциональное) качество (4 вопроса);
- Гедоническое (эмоциональное) качество (4 вопроса).

Зачем измерять

Рекомендуется использовать UEQ-S только в особых случаях, например:

  • Когда время ограничено;
  • При необходимости быстрого измерения;
  • Когда полная версия неприменима.

Как измерять

Процесс измерения идентичен UEQ:

  1. Проведите опрос с 30 или более респондентами.
  2. Предложите участникам оценить каждое утверждение по 7-балльной шкале от -3 до 3.
  3. Соберите и проанализируйте результаты опроса.

Однако опросник UEQ-S гораздо проще и выглядит так:

💡
Первые 4 утверждения необходимы для оценки прагматического качества, а следующие 4 — гедонического. Как и для классического UEQ, пары утверждений распределяют в случайном порядке.

Вероятно, вы обратили внимание, что некоторые пары утверждений тоже очень схожи с полной версией UEQ. Всё так — создатели разделили классический вариант на гедонические и прагматические качества и выделили отдельный блок со шкалой привлекательности, который не вошёл в сокращённый UEQ-S. Затем сравнили и сопоставили средние значения пунктов UEQ-S и UEQ:

  • Для прагматического качества сопоставили 4 пункта UEQ-S с 12 пунктами полной версии — эффективность, ясность и надёжность.
  • Для гедонистического качества сравнили 4 пункта короткой версии с 8 пунктами шкал стимуляции и новизны полной версии.

Расчёт и интерпретация результатов UEQ-S базируются именно на этом сопоставлении.

Пример расчёта

Предположим, что в опросе UEQ-S участвовали 3 респондента и дали такие оценки по 8 утверждениям:

Расчёт прагматического качества (среднее по каждому утверждению):

  1. Мешает / Помогает: (2+1+3)/3 = 2
  2. Сложный / Простой: (2+2+1)/3 = 1.67
  3. Неэффективный / Эффективный: (3+2+2)/3 = 2.33
  4. Сбивает с толку / Понятен: (1+2+2)/3 = 1.67

Общий показатель прагматического качества: (2 + 1.67 + 2.33 + 1.67)/4 = 1.92 (хороший показатель).

Расчёт гедонического качества (среднее по каждому утверждению):

  1. Скучный / Увлекательный: (2+1+2)/3 = 1.67
  2. Неинтересный / Интересный: (2+2+1)/3 = 1.67
  3. Обычный / Инновационный: (1+2+2)/3 = 1.67
  4. Банальный / Трендовый: (2+1+2)/3 = 1.67

Общий показатель гедонического качества: (1.67 + 1.67 + 1.67 + 1.67)/4 = 1.67 (выше среднего).

Итоговый показатель UEQ-S:

(1.92 + 1.67)/2 = 1.79 (выше среднего, ближе к хорошему).

💡
Предыдущие части большого гайда по метрикам лояльности от UX Feedback:
Часть 1: Бизнес-показатели
Часть 2: Показатели клиентского опыта (CX)

Попробуйте UX Feedback

Узнайте больше о том, как работа с обратной связью может улучшить юзабилити вашего проекта на бесплатной консультации со специалистом UX Feedback.

Забронировать встречу