Подробно разбираем метрики лояльности в нашем большом обновлённом гайде. В этой части вы узнаете, что такое юзабилити, зачем и как его измерять — с деталями, примерами, готовыми опросниками и бенчмарками, на которые стоит ориентироваться.
→ Часть 1: Бизнес-показатели
→ Часть 2: Показатели клиентского опыта (CX)
Оглавление
- Что такое UX и юзабилити и зачем его измерять
- Метрики и опросники юзабилити:
SEQ — оценка сложности выполнения задачи
SUS — оценка юзабилити систем и интерфейсов
UMUX — компактная оценка юзабилити продукта
UMUX-Lite — укороченная версия UMUX
SUPR-Q — комплексная оценка качества UX
UEQ — комплексная оценка UX
UEQ-S — сокращённая версия UEQ
Что такое UX и юзабилити и зачем его измерять
UX ≠ UI ≠ CX
Главное отличие от UI (User Interface, пользовательского интерфейса) в том, что UX охватывает весь процесс взаимодействия, а не только визуальную составляющую. Если провести аналогию с кофейней, то UI — дизайн меню и интерьер, а UX — общее впечатление от посещения: качество обслуживания, удобство мебели, скорость приготовления заказа.
UX и CX (Customer Experience, клиентский опыт) — ключевые понятия в работе с клиентами, которые часто путают. UX — один из важных, но не определяющих компонентов CX: даже отличный UX не гарантирует высокий CX. Это связано с тем, что клиентский опыт зависит от множества других факторов: качества обслуживания, работы поддержки, скорости доставки и общей атмосферы взаимодействия с брендом.
Основные компоненты UX:
- Информационная архитектура — логичная структура и навигация.
- Визуальная иерархия — правильное распределение акцентов.
- Микровзаимодействия — анимации и обратная связь.
- Доступность — удобство для всех категорий пользователей.
- Скорость работы — быстрая загрузка и отклик.
Что такое юзабилити и зачем измерять его и другие UX-метрики
- Скорость достижения цели,
- Простоту выполнения задач,
- Количество ошибок при взаимодействии.
Метрики юзабилити помогают оптимизировать интерфейс. Например, при анализе формы регистрации юзабилити покажет, насколько быстро и легко её заполнить. А глобально UX-метрики помогут оценить, насколько процесс регистрации приятен, вызывает доверие и желание продолжить взаимодействие с продуктом.
Хорошие показатели юзабилити и UX-метрик необходимы, но недостаточны для создания отличного пользовательского опыта (CX). А значит способны прогнозировать вероятность оттока и удержания пользователей.
В следующей части рассмотрим не только метрики юзабилити, но и готовые опросники с примерами и пошаговым разбором анализа результатов. Всё самое полезное, прошедшее проверку временем и способное в короткие сроки принести вам полезные инсайты.
SEQ — оценка сложности выполнения задачи
Зачем измерять
В целях измерения SEQ практически не отличается от CES — вы спрашиваете, насколько просто было выполнить какую-то задачу. Единственное отличие в том, что CES — это больше про глобальную цель, а SEQ — про конкретные шаги на пути к её выполнению.
Как измерять
Точно так же, как CES: 7-балльной шкалой от 1 до 7 и средним арифметическим оценок или в процентах:

Бенчмарки
По данным MeasuringU, хороший показатель SEQ — 5.5 и выше по 7-балльной шкале или 55%.
SUS — оценка юзабилити систем и интерфейсов
Зачем измерять
SUS широко применяется в UX-исследованиях для оценки удобства интерфейсов, веб-сайтов, мобильных приложений и других цифровых продуктов. Метод помогает выявить проблемные места и определить направления для улучшения пользовательского опыта.
Как измерять
Вот пошаговая инструкция по измерению SUS:
1. Подготовка
- Подберите целевую аудиторию.
- Адаптируйте опросник под ваш продукт.
- Подготовьте инструкции для участников.
2. Проведение исследования
- Дайте участникам протестировать продукт.
- Предложите заполнить SUS-опросник сразу после тестирования. Опросник должен содержать 10 утверждений с оценкой от 1 («совершенно не согласен») до 5 («полностью согласен»).
3. Расчёт результатов
- Для нёчетных вопросов (положительных утверждений) вычтите 1 из оценки пользователя.
- Для чётных вопросов (отрицательных утверждений) вычтите оценку пользователя из 5.
- Сложите все полученные значения.
- Умножьте сумму на коэффициент 2.5.
- Получите итоговый балл от 0 до 100.
Пример расчёта
Предположим, что нужно рассчитать SUS для приложения банка. Результаты опроса 5 пользователей для примера такие:

Расчёт SUS для каждого пользователя проводят отдельно. Рассмотрим схему расчёта на примере пользователя 1:
Нечётные вопросы (вычитаем 1 из оценки):
- 1: 5-1 = 4
- 3: 2-1 = 1
- 5: 1-1 = 0
- 7: 1-1 = 0
- 9: 1-1 = 0
Чётные вопросы (вычитаем оценку из 5):
- 2: 5-1 = 4
- 4: 5-5 = 0
- 6: 5-5 = 0
- 8: 5-5 = 0
- 10: 5-1 = 4
- Сумма: 4+1+0+0+0+4+0+0+0+4 = 13
- Итоговый балл SUS: 13 × 2.5 = 32.5
Бенчмарки
- 0-50 баллов — серьёзные проблемы с юзабилити;
- 50-68 баллов — ниже среднего уровня;
- 68-80 баллов — выше среднего уровня;
- Выше 80 баллов — отличный уровень юзабилити.
По данными MeasuringU, оценка SUS отлично коррелирует с бенчмарками NPS:

UMUX — компактная оценка юзабилити продукта
Зачем измерять
UMUX, как и SUS, отлично подходит для юзабилити-тестов, но из-за своей компактности является лучшей альтернативой для использования на сайтах или в приложениях.
Как измерять
Вот пошаговая инструкция по измерению UMUX:
1. Подготовка опросника с 4 утверждениями, например:
- «Этот продукт отвечает моим требованиям»;
- «Использование этого продукта — разочаровывающий опыт»;
- «Этот продукт прост в использовании»;
- «Мне нужно потратить слишком много времени, чтобы исправить проблемы с этим продуктом».
Чаще всего респондентам предлагают оценивать согласие с утверждениями по 7-балльной шкале Лайкерта (Ликерта), где 1 — «полностью не согласен», 7 — «полностью согласен».
2. Процесс измерения
- Проведите тестирование продукта с пользователями.
- Предложите участникам оценить продукт по 4 утверждениям.
- Соберите ответы по каждому вопросу.
3. Расчёт результатов
- Сначала рассчитайте среднее значение для положительных утверждений (вопросы 1 и 3): P = (Q1+Q3) / 2.
- Затем рассчитайте среднее значение для отрицательных утверждений (вопросы 2 и 4): N = (Q2+Q4) / 2.
- Примените основную формулу UMUX:

Пример расчёта
Предположим, пользователь дал такие оценки:
- Вопрос 1: 6
- Вопрос 2: 2
- Вопрос 3: 7
- Вопрос 4: 2
Расчёт:
- P = (6+7) / 2 = 6.5
- N = (2+2) / 2 = 2
- UMUX = 100 − ((7−6.5)+2) × 100 / 14 = 82.1
Интерпретация
- 80-100 — отличный уровень юзабилити;
- 65-79 — хороший уровень;
- 50-64 — удовлетворительный уровень;
- 0-49 — требуется серьёзная доработка.
UMUX-Lite — укороченная версия UMUX
1. Возможности этого сайта/продукта/софта/прототипа полностью удовлетворяют моим потребностям;
2. Этот сайт/продукт/софт/прототип легко использовать.
Эксперты MeasuringU утверждают, что UMUX-Lite может заменять SUS, не теряя в качестве оценки.
Как измерять
- Для каждого ответа вычтите 1 балл.
- Сложите полученные значения.
- Разделите сумму на 12.
- Умножьте результат на 100%.
Пример расчёта
Предположим, пользователь дал такие оценки:
- Вопрос 1: 6 баллов,
- Вопрос 2: 7 баллов.
Расчёт:
- 6 - 1 = 5; 7 - 1 = 6
- 5 + 6 = 11
- 11 / 12 = 0.917
- 0.917 × 100% = 91.7%
SUPR-Q — комплексная оценка качества UX
Зачем измерять
Как и большинство юзабилити-опросников, SUPR-Q не создан для диагностики конкретных проблем с UX или CX. Вместо этого он помогает оценить удобство использования, надёжность продукта в глазах пользователя Это ценный инструмент для анализа сайтов, который активно применяют и в приложениях.
Как измерять
Пользователям предлагается оценить 7 утверждений из разных групп по 5-балльной шкале (от «полностью не согласен» до «полностью согласен»), а 8-й вопрос — стандартный NPS со шкалой от 0 до 10.
Группы утверждений:
- Юзабилити: легкость использования и навигации;
- Доверие: безопасность и надежность взаимодействия;
- Внешний вид: привлекательность дизайна;
- Лояльность: готовность рекомендовать и возвращаться.
Формула:

Пример расчёта
Предположим, получены следующие оценки:
- Вопросы 1-7: 4, 5, 4, 3, 4, 5, 4.
- NPS (вопрос 8): 5.
Расчёт:
- Среднее первых 7 вопросов: (4+5+4+3+4+5+4)/7 = 4.0
- NPS/2: = 5/2 = 2.5
- SUPR-Q = (4.0 + 2.5) х 100% = 65%
Сегодня SUPR-Q уверенно занимает высокие позиции по популярности среди исследователей и продактов, которые активно работают с фидбэком. Вот что говорит об этом продакт-менеджер Fun&Sun (онлайн-туроператора и одного из клиентов UX Feedback):
Мы берем в работу все пользовательские комментарии, анализируем их, так что многие из нужд наших клиентов мы уже реализовали. И после каждого такого изменения мы обязательно пишем пользователям, что мы их услышали, внесли корректировки и дополнительно спрашиваем, нравятся ли им новые фичи. И мы получаем много положительного фидбэка от людей благодаря тому, что мы начали работать с такими метриками, как CSAT и SUPR-Q.
— Елизавета Пихенько, продакт-менеджер в Fun&Sun
UEQ — комплексная оценка UX
Зачем измерять
Измерение UEQ необходимо для комплексного развития продукта и улучшения пользовательского опыта. Результаты исследований помогают:
- Улучшать продукт — выявлять проблемы, оценивать эффективность изменений и оптимизировать интерфейс.
- Принимать бизнес-решения — оценивать ROI от UX-улучшений и приоритизировать задачи, а также использовать результаты UEQ для сравнения двух версий продукта.
- Понимать пользователей — получать количественные оценки удовлетворённости и анализировать поведение.
- Развивать команду — предоставлять объективные данные для принятия решений.
- Усиливать маркетинг — подтверждать качество продукта и повышать лояльность.
Как измерять
Вот пошаговая инструкция по измерению UEQ:
1. Подготовка опросника
Классическая версия включает 26 пар противоположных характеристик по 6 параметрам:

Все пары утверждений распределяются в случайном порядке не только относительно категорий, но и относительно друг друга — в половине пар слева будет отрицательная характеристика, а в других положительная. При этом отрицательные сохраняют за собой оценку -3, а положительные — +3. Это сделано для минимизации случайных ответов.
2. Процесс измерения
- Проведите опрос с 30 или более респондентами.
- Предложите участникам оценить каждое утверждение по 7-балльной шкале от -3 до 3.
- Соберите результаты опроса.
3. Расчёт результатов
- Расчёт средних значений. Для каждой пары утверждений посчитайте среднее значение по формуле:

- Агрегация по категориям. Сложите средние значения всех пар в рамках одной категории и разделите результат на количество пар в категории.
- Расчёт общего показателя. Для каждой категории получите итоговый балл и сравните результаты с бенчмарками (они сразу после примера расчёта).
Пример расчёта
Предположим, что в опросе участвовали три респондента. Для примера рассмотрим оценку категории Привлекательность (в ней 6 пар утверждений). Аналогичным образом рассчитываются показатели по остальным категориям: ясность, эффективность, надёжность, стимуляция и новизна.
Ответы респондентов (по шкале от -3 до 3):

Расчёт средних значений по каждому утверждению:
- Современный: (2+1+3) / 3 = 2
- Стильный: (3+2+3) / 3 = 2.67
- Элегантный: (2+1+2) / 3 = 1.67
- Престижный: (1+2+3) / 3 = 2
- Трендовый: (2+1+2) / 3 = 1.67
- Изысканный: (2+1+2) / 3 = 1.67
Агрегация по категории:
Среднее по категории: (2+2.67+1.67+2+1.67+1.67) / 6 = 1.97
Интерпретация
Создатели метрики приводят такую таблицу средних значений:

Результаты расчёта из предыдущего блока можно интерпретировать так:
Интерпретация результата:
По шкале оценки полученный для категории Привлекательность результат (1.97) выше бенчмарка из таблицы (1.86). Значит, эту категорию респонденты оценивают как «Отлично», следовательно:
✔️ Пользователи воспринимают продукт как привлекательный.
✔️ Нет необходимости в срочных улучшениях данной категории.
UEQ-S — сокращённая версия UEQ
- Прагматическое (функциональное) качество (4 вопроса);
- Гедоническое (эмоциональное) качество (4 вопроса).
Зачем измерять
Рекомендуется использовать UEQ-S только в особых случаях, например:
- Когда время ограничено;
- При необходимости быстрого измерения;
- Когда полная версия неприменима.
Как измерять
Процесс измерения идентичен UEQ:
- Проведите опрос с 30 или более респондентами.
- Предложите участникам оценить каждое утверждение по 7-балльной шкале от -3 до 3.
- Соберите и проанализируйте результаты опроса.
Однако опросник UEQ-S гораздо проще и выглядит так:

Вероятно, вы обратили внимание, что некоторые пары утверждений тоже очень схожи с полной версией UEQ. Всё так — создатели разделили классический вариант на гедонические и прагматические качества и выделили отдельный блок со шкалой привлекательности, который не вошёл в сокращённый UEQ-S. Затем сравнили и сопоставили средние значения пунктов UEQ-S и UEQ:
- Для прагматического качества сопоставили 4 пункта UEQ-S с 12 пунктами полной версии — эффективность, ясность и надёжность.
- Для гедонистического качества сравнили 4 пункта короткой версии с 8 пунктами шкал стимуляции и новизны полной версии.
Расчёт и интерпретация результатов UEQ-S базируются именно на этом сопоставлении.
Пример расчёта
Предположим, что в опросе UEQ-S участвовали 3 респондента и дали такие оценки по 8 утверждениям:

Расчёт прагматического качества (среднее по каждому утверждению):
- Мешает / Помогает: (2+1+3)/3 = 2
- Сложный / Простой: (2+2+1)/3 = 1.67
- Неэффективный / Эффективный: (3+2+2)/3 = 2.33
- Сбивает с толку / Понятен: (1+2+2)/3 = 1.67
Общий показатель прагматического качества: (2 + 1.67 + 2.33 + 1.67)/4 = 1.92 (хороший показатель).
Расчёт гедонического качества (среднее по каждому утверждению):
- Скучный / Увлекательный: (2+1+2)/3 = 1.67
- Неинтересный / Интересный: (2+2+1)/3 = 1.67
- Обычный / Инновационный: (1+2+2)/3 = 1.67
- Банальный / Трендовый: (2+1+2)/3 = 1.67
Общий показатель гедонического качества: (1.67 + 1.67 + 1.67 + 1.67)/4 = 1.67 (выше среднего).
Итоговый показатель UEQ-S:
(1.92 + 1.67)/2 = 1.79 (выше среднего, ближе к хорошему).
→ Часть 1: Бизнес-показатели
→ Часть 2: Показатели клиентского опыта (CX)






